«АвтоВАЗ» впервые начнет серийный выпуск автомобилей с «автоматом».

Впервые за всю свою историю «АвтоВАЗ» начнет оснащать автомобили автоматической коробкой передач: с августа – Lada Granta, а в 2013 году – Lada Kalina. Автоматические трансмиссии будут поставлять из Японии. Тогда как мировой автопром разработал и стал применять АКПП еще более полувека назад.

«АвтоВАЗ» в августе начнет серийный выпуск автомобилей Lada Granta с четырехступенчатой автоматической коробкой переключения передач (АКПП), которая используется и на автомобилях Nissan. Впервые в истории «АвтоВАЗа» автомобиль Lada появится с «автоматом». И первой моделью с такой трансмиссией станет новая Granta.

Поставлять автоматическую трансмиссию на завод в Тольятти будет японская компания JATCO с местного завода. JATCO в июне 2012 года презентовала российский офис в Тольятти, 75% JATCO принадлежит Nissan Motor, 15% – Mitsubishi Motors, 10% –Suzuki Motor Corporation.

Японцы рассчитывают, что «АвтоВАЗ» будет ежегодно производить около 80 тыс. автомобилей Granta с «автоматом», говорится в сообщении JATCO, передает «Интерфакс». Между тем в марте появилась информация, что из 140 тыс. Lada Granta, которые планируется произвести в этом году, только 10 тыс. будут оснащены АКПП. В марте с конвейера «АвтоВАЗа» уже сошла пробная партия Granta с «автоматом» для проведения финальных испытаний.

Технические характеристики и цены Lada Granta с «автоматом» будут названы незадолго до старта производства. Впрочем, ранее сообщалось, что автоматическая коробка передач прибавит к цене Lada Granta примерно 30–35 тыс. рублей. Сейчас Granta в максимальной комплектации стоит 275 тыс. рублей. Исследования, проведенные в «АвтоВАЗе», показали, что спрос на люксовые комплектации Lada с АКПП будет высоким.

«Спрос на автомобили с «автоматом» растет, и быстрее всего – в сегменте В и С. В крупных городах больше половины клиентов покупают машины с АКПП, в регионах по-прежнему чаще отдают предпочтение «механике», – говорит газете ВЗГЛЯД эксперт агентства «Автостат» Сергей Удалов.

Если доплата за Lada Granta с АКПП будет в районе 30 тыс. рублей, тогда спрос на них будет, добавляет он. «10 тыс. Granta с «автоматом» на этот год – это мало, а 80 тыс. – пока многовато. Я думаю, что рынок готов в этом году поглотить порядка 40–60 тыс. моделей с АКПП, а в дальнейшем спрос может вырасти до 80 тыс.», – указывает эксперт.

В комплектацию Granta «Люкс» помимо автоматической коробки войдут ABS и система помощи при торможении, молдинги дверей, электроусилитель руля, четыре стеклоподъемника с электроприводом, две подушки безопасности, климат-контроль, электропривод и обогрев наружных зеркал, бортовой компьютер и аудиосистема. По предварительным оценкам, стоимость автомобиля составит 310-320 тысяч рублей.

Следующей моделью, на которую будут устанавливаться автоматические коробки передач, будет Lada Kalina второго поколения, старт продаж которой намечен на 2013 год.

В JATCO хотят верить в высокий спрос на АКПП: компания уже начала изучать возможности по организации производства на территории России. «С уверенностью говорить о наших дальнейших планах пока не могу. Если выпускаемые на «АвтоВАЗе» автомобили с коробками JATCO будут хорошо продаваться, если потребитель оценит наш продукт, то не исключена и возможность организации нашего производства в России», – заявил президент японской компании Такаси Хата.

По итогам пяти месяцев продаж в этом году Lada Granta удалось занять четвертое место в рейтинге самых продаваемых автомобилей AEB. Однако обойти Hyundai Solaris (третье место), а также Priora и Kalina (второе и первое места) новой бюджетной модели «АвтоВАЗа» пока так и не удалось.

Однако согласно бизнес-плану завода, одобренному правительством, именно Lada Granta должна стать ключевой моделью «АвтоВАЗа» с 2012-го вплоть до 2020 года. Эта модель должна обеспечивать 20% всех продаж завода, которые через пять лет должны достигнуть 1,6 млн автомобилей Lada, Renault и Nissan (модели акционеров «АвтоВАЗа»).

В прошлом веке

«АвтоВАЗ», конечно, очень сильно отстал от иностранных автоконцернов, которые начали заниматься разработкой автоматических трансмиссий еще в 30-е годы прошлого века. Самыми активными были американцы: Ford, General Motors и Chrysler. В 40–50-х годах на всех автомобилях Chrysler была доступна трансмиссия, напоминающую современную двухступенчатую АКПП.

Однако первую в мире полностью автоматическую трансмиссию удалось создать GM. В 1940 году она стала доступна в виде опции на автомобилях марки Oldmobile, потом Cadillac и Pontiac. Эта трансмиссия называлась Hydra-Matic.

В начале 50-х годов у GM появляются уже трехступенчатые АКПП. Их стали использовать уже и другие автопроизводители, как в США, так и за пределами страны, в том числе Ford, Volvo и Jaguar. Надо сказать, что эти «автоматы» дошли и до России. На базе этих разработок проектировались автоматические трансмиссии на Горьковском автозаводе, они устанавливались на «Волгах» и «Чайках».

В 80-е годы появились четырехступенчатые трансмиссии. В 80–90-х годах происходит компьютеризация систем управления двигателем, которые стали применяться и для управления автоматическими трансмиссиями.

В 2002 году на BMW седьмой серии появляется шестиступенчатая АКПП разработки ZF, в 2003 году Mercedes-Benz создает семиступенчатую трансмиссию 7G-Tronic, а в 2007 году Toyota представила Lexus LS460 с восьмиступенчатой АКПП. И только в 2012 году автоматическая коробка передач дошла до «АвтоВАЗа», и, конечно, иностранного, а не собственного производства.

Американцы раньше всех начали заниматься созданием автоматической трансмиссии, поэтому неудивительно, что именно американские автомобилисты в основном ездят на автомобилях с «автоматом», в отличие от россиян или европейцев. Так, согласно исследованию сайта Edmunds.com, в США продажи автомобилей с ручной коробкой передач составили всего 6,5% от общего числа реализованных за первый квартал 2012 года машин, писала газета USA Today. На данный момент лишь 19% из 2360 актуальных моделей в США имеют модификацию с ручной трансмиссией. Пять лет назад «механика» предлагалась для 29% из 2391 модели на рынке, однако тогда такие КПП не были популярны – их продажи составляли всего 2,9%.

В Европе, как и в России, автомобилисты по-прежнему остаются приверженцами ручной коробки передач. Так, 75,2% автомобилей, произведенных в Западной Европе в 2008 году, были оснащены «ручками» и только 16,1% – «автоматами». В России, по данным «Автостата», в 2008 году на долю автомобилей с автоматической трансмиссией приходилось 30,3% от общего объема продаж. Однако эта доля в России постоянно растет: уже в первой половине 2011 года на долю машин с АКПП пришлось 36,9%.

«Если смотреть на продажи в бюджетном сегменте, то здесь ситуация может быть абсолютно различной. К примеру, у модели Renault Logan порядка 80% продаж приходятся на автомобили с МКПП, даже несмотря на доступность автомобилей с АКПП и сравнительно небольшую разницу в цене между двумя версиями. Многие клиенты объясняют это привычкой – они пересаживаются с ВАЗа, где использовали МКПП, а некоторые даже считают, что АКПП – в принципе более дорогой и менее надежный в использовании агрегат, нежели «механика», – говорит газете ВЗГЛЯД представитель дилерской компании «Рольф» Мария Заикина.

«В то же время на модели Hyundai Solaris с МКПП приходится 40% от общих продаж, а с АКПП – 60%. Причем спрос на автоматическую коробку может объясняться большей доступностью этой версии автомобиля – зачастую клиент отказывается от механической коробки, чтобы сократить срок ожидания», – считает Заикина.