ГИБДД откроет для покупателей б/у машин доступ к базе данных

Госавтоинпекция решила помочь желающим купить автомобиль на вторичном рынке, предоставив им информацию по VIN-номеру. Проект разрабатывается, но база сможет заработать только после принятия закона о регистрации транспорта. Представители автовладельцев уверены: доступ к базе данных позволит не только избежать мошенничества со стороны продавцов, но и в случае необходимости даст возможность предъявить претензии ГИБДД.

«Покупая автомобиль на вторичном рынке, человек приобретает темную лошадку. Хорошо, если есть друзья в ГИБДД, которые проверят историю этой машины, — пишет во вторник “Российская газета”, сообщая о предстоящем открытии базы ГИБДД по б/у автомобилям. — Зачастую новоявленные владельцы подержанных машин оказываются хозяевами битых автомобилей. Если ремонт был качественный – это полбеды. Гораздо хуже тем, кто приобрел машину, числящуюся в угоне. Один из способов защитить такого покупателя – это раскрыть информацию о машине. К сожалению, пока он неосуществим. Но это дело времени».

В 2010 году правительство дало поручение разработать такую систему, но она привязана к закону о регистрации транспорта, который уже более полугода томится в Госдуме. Через 30 дней после того, как тон будет принят, согласно распоряжению правительства, должен быть подписан приказ и о предоставлении информации по регистрационному или идентификационному (VIN) номеру всем желающим.

Как пояснили в Госавтоинспекции, они готовы раскрыть информацию частично. Другое дело, что всей информацией они и сами не обладают. Пока планируется, что это будет выглядеть следующим образом: человек на сайте оформляет запрос, вписывает VIN автомобиля, после чего проводится проверка.

Предоставить полную информацию о прежних владельцах ГИБДД не может в соответствии с законом о защите персональных данных. Поэтому ответы будут выглядеть примерно так: «автомобиль (марка, модель) допущен на рынок тогда-то (получен техпаспорт), состоит на учете там-то, имел трех хозяев, ограничений не имеет, в розыске не числится, участвовал в двух ДТП». В каких именно ДТП и насколько серьезных побывал автомобиль, потенциальный новый хозяин не узнает.

Еще сложнее с угоном. Дело в том, что в розыск автомобиль объявляет не ГАИ, а уголовный розыск. Автоинспекция черпает информацию из полицейской розыскной базы данных. Поэтому насколько будет открыт доступ к такой информации, – вопрос. Кроме того, надо учитывать, что сыщики не всегда вовремя снимают машину из розыска, отмечает издание.

Еще более сложный вопрос с ограничениями, наложенными на машину. С теми, что проходят через ГАИ, проблем возникнуть не должно. Но если, например, суд наложил арест на имущество, эта информация вряд ли попадет в базу. Дело в том, что банки, предоставляя кредит, практически никогда не оформляют автомобиль в свою собственность. А информацию о том, что автомобиль в залоге, никуда не предоставляют: боятся разгласить коммерческую информацию — сколько у них клиентов и какие машины эти клиенты приобретают на деньги банка.

«Зачастую бывает, что автомобиль имеет ограничения на проведение регистрационных действий или еще какие-то проблемы. Водитель продал вам машину, и теперь все ее проблемы становятся вашими. С такими случаями мы уже столкнулись. Например, покупается машина, находящаяся в двойном аресте. Она была в залоге в банке, владелец вроде бы рассчитался, но потом выясняется, что автомобиль под арестом еще за какие-то долги. Поэтому я бы так однозначно не сказал: выгодно это или невыгодно. Покупать таким образом автомобиль на рынке, у людей незнакомых, я бы, наверное, не рискнул», — говорил по этому поводу в интервью газете ВЗГЛЯД экс-начальник отдела технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД по Петербургу и Ленинградской области Виктор Пичугин.

Но вице-президент Федерации автовладельцев России (ФАР) Владимир Ливтинов, комментируя нынешнюю инициативу, отметил в интервью газете ВЗГЛЯД, что общедоступная база ГИБДД позволит избежать покупки автомобиля с криминальным прошлым и станет надежной защитой от мошенничества.

«Очень хорошая идея, с такой базой уменьшится вероятность продажи угнанного автомобиля. В настоящее время узнать сведения по VIN-автомобиля невозможно. Есть, конечно, в интернете сайты, которые обещают предоставить необходимую информацию, но насколько она соответствует действительности, не знает никто», — подчеркнул Литвинов.

По его словам, теперь если человек купил автомобиль, а он оказался угнанным, претензии можно предъявить именно ГАИ.

«Если ГИБДД будет отвечать за базу данных, то тогда вся ответственность будет уже на них. И в случае, если автомобиль все же окажется в розыске, новый владелец может предъявить Госавтоинспекции претензии. В настоящее время если автомобиль оказался угнанным, то его изымают у владельца. А человек-то вообще не в курсе, что машина с криминальным прошлым, он же его через нормальный магазин покупал.

А то, что автомобиль, например, был в аварии, и прежний владелец пытается эту информацию утаить, вообще не считается раскрытием персональных данных, наоборот, это надежная защита от мошенничества», — пояснил представитель ФАР.

Тем более, что с юридической точки зрения, информация, которую ГИБДД предполагает указывать в базе, никоим образом не нарушает защиту персональных данных. «Ничего страшного в раскрытии такой информации нет, наоборот, это будет хорошее подспорье при покупке автомобиля», — сказала газете ВЗГЛЯД адвокат Екатерина Ромм.

Отметим, что в США и Канаде история одной машины ведется буквально с момента ее передачи в автосалон. Причем уточнить эту историю за небольшую плату (около 10 долларов) можно на сайте систем Carfax или AutoCheck. Там есть полные данные обо всем: что на машине было установлено, кому она была продана-перепродана, где проходила обслуживание, была ли в авариях, какие ремонтные работы были проведены, пробег и т.д.

Системы со столь подробными данными нет ни в Европе, ни в Японии. Однако там действуют другие сложившиеся годами схемы: приобретение б/у автомобиля, как правило, происходит на аукционе. Но перед тем как выставить машину на продажу, аукцион проверяет всю ее подноготную, а также проводит необходимое техобслуживание, то есть аукцион выступает в роли своеобразного комиссионного магазина.