Строительство ЗСД закончат в 2015 году

Правительство Петербурга утвердило постановление о строительстве двух заключительных очередей Западного скоростного диаметра. Согласно регламенту, скоростная дорога должна появиться в городе не позднее мая 2015 года. Отметим, что раньше речь шла о конце 2014 года.

До 17 мая городская администрация подпишет соглашение с ООО «ЗСД» о строительстве 4-й и 5-й очередей скоростной магистрали. В эти очереди, напомним, входят завершающие участки северной и южной частей ЗСД, а также центральный участок, который пройдет от развязки в районе реки Екатерингофки до набережной Большой Невки.

После этого у строителей будет месяц, чтобы начать строительство. И 36 месяцев, чтобы его закончить. Предполагается, что дорога поступит в распоряжение автомобилистов не позднее, чем через три года. Соответственно, первые автомобили смогут проехать по ЗСД начиная с 17 мая 2015 года.

Для выполнения сверхзадачи строителям предоставят в безвозмездную аренду около 273 тысяч кв. метров земли. Два участка — от реки Екатерингофки до острова Канонерский, два — от реки Смоленки до Шкиперского протока и один — от реки Большой Невки до реки Смоленки.

Как сообщала «Фонтанка», центральный участок ЗСД, который пройдет в основном над водным пространством, будет реализован за счет частного инвестора — консорциума под названием «Магистраль Северной столицы», включающего «ВТБ капитал», Газпромбанк, итальянскую строительную компанию Astaldi и турецкие Ictas Insaat и Mega Yap. Компании готовятся вложить в строительство около 120 миллиардов рублей.

Протяженность центрального участка составит 14 километров, большая часть из которых — сложные инженерные сооружения. Один только вантовый мост, который, по проекту, должен располагаться над устьем Невы, в высоту будет составлять не менее 35 метров и иметь протяженность около 620 метров. Подобных сооружений в Петербурге доселе никто не делал.

Отметим, что ранее в Смольном заявляли: в мае 2012 года состоится и финансовое закрытие сделки с концессионером на право строительства ЗСД. Обо всех условиях с банками-участниками город должен был договориться еще в марте, но из-за многочисленных нюансов проекта срок перенесли на два месяца вперед. Все это время администрация вела переговоры с инвестором о деталях финансирования. В целом, напомним, город берет на себя обязательства по инженерной подготовке территорий для строительства центрального участка магистрали, инвестор же финансирует стройку, а за это получает право платной эксплуатации дороги сроком на 30 лет. Отметим, что за первый год платной эксплуатации уже построенная часть ЗСД принесла около 400 миллионов рублей.

Напомним, соглашение с частным инвестором о строительстве центрального участка ЗСД было подписано правительством Петербурга в декабре 2011 года. Это соглашение стало одним из немногих, проработанных правительством экс-губернатора Валентины Матвиенко и поддержанных при этом администрацией Георгия Полтавченко.

На прошедшем в Петербурге в конце апреля федеральном транспортном совете вице-губернатор Сергей Вязалов подтвердил, что город заинтересован в строительстве Западного скоростного диаметра на прежних условиях. Чиновник назвал проект приоритетным, объявив, что направил федеральным властям прошение о перечислении средств, выделенных на строительство Орловского тоннеля, от которого в Петербурге отказались, на нужды ЗСД.

Справка:

Cоглашение о строительстве центрального участка ЗСД было подписано в декабре 2012 года в присутствии на тот момент пример-министра РФ Владимира Путина. Центральный участок ЗСД должен соединить строящиеся сейчас южный (от КАД до реки Екатерингофки) и северный (от развязки с автодорогой «Скандинавия» до набережной Большой Невки) фрагменты диаметра. Дорога от районов Большого порта пройдет эстакадой, далее будет мост через Морской канал, мост по контуру острова Белый, огромный вантовый мост через фарватер в устье Невы, по намывным территориям Васильевского острова дорога пройдет через полутоннель, а под набережной Смоленки уйдет в 400-метровый тоннель. Дальше строителям снова придется возводить мост через Петровский канал и переход в устье Средней и Большой Невки. Основной сложностью строители считают часть проекта, связанную со строительством вантового моста.

На данный момент открыта только часть южного участка ЗСД. Южный и северный участок ЗСД планируется закончить к концу 2012 года. Предполагается, что стоить проезд по Северному будет дороже, чем по Южному, так как участок длиннее в два раза. Общая же стоимость проезда по всему ЗСД, по словам чиновников, после сдачи обойдется автомобилистам примерно в 90 — 100 рублей — чуть дешевле, чем платить за проезд по каждому отдельному участку.

С 14 мая 2011 года проезд по открытому южному участку ЗСД стал платным. За месяц платной эксплуатации дорога принесла 40 миллионов рублей дохода.

Южный отрезок в итоге составит почти 11 километров. Он должен пройти по территории Морского порта (предполагается построить две транспортные развязки — на входе в порт и на Канонерском острове, — которые обеспечат связь ЗСД с 1-м и 2-м районами порта, Лесным портом и Канонерским судоремонтным заводом).

Северный участок протяжённостью 26 километров от Приморского проспекта соединится с автодорогой Е-18 в районе Белоострова.

Центральный отрезок хоть и самый сложный, но протяжённостью чуть более 9 километров.

Напомним, что, по планам петербургского правительства, трасса ЗСД должна была быть введена в эксплуатацию еще в 2009 году. В первом концессионном конкурсе на право строительства дороги победила компания «Базовый элемент» Олега Дерипаски, но грянувший в 2008 году кризис заставил компанию отказаться от участия в проекте. Городские власти приняли решение о финансировании магистрали за счет бюджета.

Окончить строительство ЗСД сейчас планируется в 2015 году. К этому времени общая протяженность магистрали с юга на север должна составить 46,6 километра.

Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»